ВНИМАНИЕ! Опасайтесь мошенников! В последнее время появилось множество объявлений в интернете на разных сайтах и страницах о том, что Вы можете пригласить меня в качестве ведущего на свой праздник. Вся подобная информация является заведомо ложной! Указание моего имени в списках возможных ведущих используется авторами таких публикаций для привлечения клиентов. Эти действия не правомерны и не законны! Я не занимаюсь ведением ни частных ни корпоративных мероприятий.

50 ЛЕТ «ФИТИЛЮ»!

«ТВ Парк» 14 июня 2012 

Изящный витиеватый росчерк — наименование самого известного советского киножурнала оказывается затейливо сложенным фитилем, который загорается на глазах публики, едва ли готовой к взрыву. Знаменитая анимационная заставка, сопровождаемая хлесткой фортепианной фразой, до сих пор помнится представителям поколений «рожденных в СССР», да и их детям, внукам. Ведь легендарный проект, объединяющий серии короткометражек, отнюдь не экранный фастфуд, а рецепт, проверенный временем и несколькими поколениями зрителей.

Самый горячий «скетч-проект» СССР

Первый выпуск телевизионного сатирического журнала вышел на экран 50 лет назад, 4 июня 1962 года. «Фитиль» — явление уникальное. Долгожитель экрана, он просуществовал 45 лет, практически не изменяя ни формата, ни уровня, ни миссии, а лишь несколько корректируя их. Преследуя вроде бы воспитательную цель, будучи вполне себе нравоучительным, киножурнал непредвзято фиксировал смену эпох, политических систем, настроений общества.

Если сегодняшние скетч-шоу зачастую становятся стартовой площадкой для малоизвестных актеров, дорогой к зрительскому успеху и тропинкой к полнометражному кино, то «Фитиль» формировался в иной традиции. Секрет неувядаемого успеха большей части выпусков сатирического киножурнала — и в общей кинематографической культуре, сложившейся к моменту его рождения, и в идее безжалостного истребления отдельных недостатков системы, и в «среде обитания». В СССР «Фитиль» демонстрировался перед киносеансами, что отсекало халатность в воплощении. Ведь на большом экране технические огрехи, ляпы сразу бросались в глаза. Трех-пятиминутные сюжеты представляли собой законченные микрофильмы с первоклассной игрой известных актеров. Выпуск готовился минимум месяц. В сравнении с сегодняшним телевизионным цейтнотом, с ориентированным на конвейер производством юмористических шоу, авторы «Фитиля» оказывались в условиях, располагающих к полноценному творчеству.

«Фитиль» был представлен документальными, игровыми и мультипликационными фильмами. Постановку поручали неординарным режиссерам, операторам, художникам. Среди них — мультипликаторы Федор Хитрук, Роман Качанов, Сергей Алимов, Виктор Арсентьев, режиссеры Лев Кулиджанов, Леонид Гайдай, Владимир Фетин, драматурги Сергей Званцев, Михаил Жванецкий, Евгений Агранович, Григорий Горин. Менторский тон был неприемлем в диалоге с залом. Именно доверительная интонация, апелляция к анекдоту позволила сатирико-юмористическому продукту завоевать симпатии аудитории. 

Игорь Угольников и журнал «Фитиль» почти ровесники: «Я родился 15 декабря 1962 года, а первые выпуски «Фитиля» пришлись как раз на конец ноября — первые числа декабря»Злободневные пятиминутки как актерский тренинг

В 1960-х создатели формулировали миссию киножурнала в духе времени, объявляя «Фитиль» оружием в борьбе со взяточничеством, разгильдяйством, бюрократией и расхищением государственного имущества. Назидательный пафос декларировался и в заметках 1970-х годов: «Любой сюжет «Фитиля» отстаивает общегосударственные интересы!» Однако причудливым образом дидактическая функция отходила на второй план, уступая место остроумным репризам мастеров экрана и лаконичным заметкам драматургов.

Весьма красноречиво звучит  высказывание Ростислава Плятта: «В моем актерском воображении, разбуженном лучшими номерами «Фитиля», не раз мелькали острейшие сюжеты, в которых на протяжении трех минут я являлся героем спрессованной во времени трагикомедии самого злободневного свойства». Андрей Миронов признавался: «Для «Фитиля» я готов делать любую работу: петь за кадром, озвучивать мультипликационных героев, играть самые микроскопические роли…» В разные годы в журнале снимались такие знаменитые актеры театра и кино, как Фаина Раневская, Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Евгений Леонов, Игорь Ильинский, Ролан Быков, Олег Ефремов, Георгий Бурков, Андрей Мягков, Александр Ширвиндт, Валерий Гаркалин, Сергей Баталов, Дмитрий Харатьян, Александр Ильин и многие другие. А народный артист России режиссер Леонид Марягин снял около 40 сюжетов.

Будучи юной, но уже обретя всесоюзную славу, робкую кандидатку в новобрачные сыграла в одном из выпусков «Фитиля» Евгения Симонова. Актриса поделилась с «ТВ ПАРКОМ» впечатлениями о работе в серии «В поисках радости»: «О съемках в «Фитиле» у меня сохранились самые теплые воспоминания. Ведь моей партнершей была великолепная Мария Миронова — искрометная, задорная. Работа шла легко, весело». Забавная история 1975 года, высмеивающая активность работницы ЗАГСа, организовывающей похищение невесты с расчетливостью торгового агента, насущна и сегодня. Несмотря на отживший антураж, многие герои и ситуации узнаваемы и в нынешней повседневности. Ведь лучшие сюжеты «Фитиля» — как басни…

«…Одни жулики кругом!» Госзаказ на сатиру

Стихия анекдота на экране СССР нашла себя именно в «Фитиле». Удивительно, как некоторые меткие и едкие комментарии к советской действительности доходили до широкого зрителя. Например, выпуск 1966 года «Медицина бессильна» о бацилле лозунгов, поселившейся в пионерской дружине и обеспечившей школьника диагнозом «профессиональный поздравленец». Киножурнал часто позволял себе высмеивать понятие средней индивидуальности. Прорыв на экран лаконичных, смелых заявлений — заслуга организаторов, тех, кто «стоял у руля». Главой «Фитиля» на протяжении всего времени его существования был его редактор и идейный вдохновитель Сергей Владимирович Михалков. Известный детский поэт, кроме прочего, был непрев­зойденным дипломатом, блестящим собеседником, и прежде всего благодаря ему, зачастую весьма острые сценарии с успехом проходили множество инстанций. Киножурнал поощряли и даже награждали государственными премиями. В одном из интервью Сергей Михалков сказал: ««Фитиль» — уникальнейшее явление культуры нашей страны. Ни в одном государстве мира нет, да, пожалуй, и не будет ничего подобного. В СССР наблюдался дефицит морали и нравственности, сейчас же ситуация намного ухудшилась. Не уверен, что «Фитиль» может что-то изменить в этом плане, но попытаться определить ориентиры необходимо. Очень надеюсь, что сатира у нас есть… Правда, она почти незаметна, ее подменил площадной юмор, компромат всех видов и мастей. Писатели-сатирики, якобы борясь с пороками, шутят ниже пояса. И этим второсортным товаром заполнены буквально все телевизионные каналы… Люди приучаются смотреть всю эту дрянь и в конце концов верить, что это и есть настоящая сатира… А сатира — это умное, ироничное, если хотите, злое осмеяние действительно насущных проблем, вот что такое сатира! Ей надо учиться, ее надо чувствовать. В 60-е годы наш сатирический киножурнал был создан для целенаправленной борьбы с негативными явлениями в жизни страны. Даже трудно представить себе, сколько взяточников, разгильдяев, расхитителей и прочих негодяев «благодаря» «Фитилю» пошли под суд или лишились своих постов. Каждый выстрел-сюжет «Фитиля» был стопроцентно снайперским. Года не прошло со дня выхода первого номера киножурнала, как съемочные группы «Фитиля» стали самыми нежеланными гостями там, где творилось беззаконие. Ревизоров и контролеров боялись меньше, чем безобидных внешне корреспондентов с кинокамерой».

Хотя иногда съемки сюжетов для «Фитиля» полагались «в нагрузку» к полнометражным фильмам, но и это обстоятельство редко сказывалось на качестве работ. Зачастую именно злободневные пятиминутки — своего рода творческие перекуры — давали возможность высказаться, обсудить что-то заветное, но прежде незаметное.

В лаборатории киножурнала работал дружный коллектив искрометных людей под управлением главного режиссера Александра Столбова. С 1973 по 1993 год директором киногруппы «Фитиля» был Аркадий Алексеев — известный деятель советского телевидения, руководитель первых «Голубых огоньков». В творческом пылу рождались «внутрикорпоративные фитилизмы»: «дела можно поделить на необходимые и обходимые»; «всегда найдется ложка дегтя, на которую можно списать бочку меда»; «мало открыть человеку глаза, надо еще зажечь свет»; «ничто не обходится так дорого, как уцененные товары», «На допросе у следователя продавец стал взвешивать каждое слово».

В «Фитиле» начинали свой творческий путь многие известные кинорежиссеры. Несколько короткометражек сделал будущий мастер анимации, создатель «Ну, погоди!» Вячеслав Котеночкин. Георгий Данелия на пороге 25-летия журнала замечал: «Самое трудное в работе для «Фитиля» — это то, что она требует предельного профессионализма. Дилетантам, «гастролерам», любителям легкого успеха в «Фитиле» делать нечего». 

Для киножурнала «Фитиль» был снят сатирический сюжет «Руками не трогать!», критикующий качество продукции стекольного завода. В этом ролике из уст Волка звучит перефразированная угроза: «Ну, стекольный завод, погоди!»«Ну, стекольный завод, погоди!»

«Редакция получает многие сотни писем с тревожными сигналами. Отсюда острота и точность каждого выступления», — писал Сергей Михалков в преддверии 25-летия «Фитиля». Соавторами журнала объявлялись рабочие, инженеры, колхозники, ученые, присылавшие свои сюжеты в редакцию. То есть он всегда претендовал на интерактивность.

Вслед за всесоюзным «Фитилем» появились «дочерние» киножурналы во многих республиках страны. В 1970-х годах с предложением создать киножурнал для детей «Фитилек» (будущий «Ералаш») выступила будущий режиссер незабвенных «Ищите женщину!» и «Человека с бульвара Капуцинов» Алла Сурикова. Наследниками «Фитиля» можно считать даже научно-популярный «Хочу все знать» и более поздний «Прожектор перестройки». Ведь «Фитиль» — прежде всего экранная публицистика, но в форме фельетона, байки, — именно таким его знает и помнит аудитория.

В 1990-х годах, когда советская система кинопроката окончательно рухнула и зритель покинул кинотеатры, «Фитиль» переселился на телеэкраны.

Телевизионное плавание

К 1993 году выпуск государственного киножурнала практически прекратился. Многие сомневались в необходимости его возрождения, однако неутомимый Игорь Угольников — ровесник «Фитиля» в 1996 году вдохнул в него новую жизнь. Заручившись поддержкой Сергея Михалкова, Угольников был назначен приказом министра культуры Михаила Швыдкого исполняющим обязанности директора «Фитиля». И вскоре возрожденный журнал прочно занял свое место в телевизионной сетке вещания, радуя аудиторию каждое воскресенье в 14.20 на федеральном канале. Зрителю демонстрировались и новые, и отреставрированные прежние выпуски. 

Примечательно, что, следуя традиции, кроме игровых сценок, оживший проект обращался к документальному материалу, жанру журналистского расследования и порой создавал общественный резонанс важным событиям социально-политической жизни. Широкий отклик получили сюжеты «Ядерный круиз», «Шереметьево-2». Тем «Фитиль» и отличался от соседствующих ТВ-продуктов, что стремился быть не только забавой, но и инструментом в диалоге власти с аудиторией. В творческом коллективе наряду со сценаристами, редакторами, режиссерами трудились и юристы. Партнерами проекта были Счетная палата РФ и журнал «Финансовый контроль», поставлявшие документальные сюжеты, горячие факты. Но главное — ярлык официозного телеиздания не пристал к «Фитилю» и в последнем десятилетии его существования.

За все время выхода «Фитиля» в стране, пожалуй, не убавилось ни бюрократов, ни казнокрадов. Кроме них в 1990-х под прицелом авторов оказались «новые русские», горе-кооператоры, лохотронщики и любители наживы, гаишники; в 2000-х в сюжетах стали фигурировать менеджеры, гастарбайтеры, трансвеститы. Но у такой острой социальной актуальности были и свои «побочные эффекты»: «Вы даже не представляете, какой прессинг я испытываю каждый день, — рассказывал Игорь Угольников. — Разные люди звонят, в том числе и депутаты Госдумы, с требованиями немедленно снять с эфира, например, сюжет о проворовавшемся мэре города N. И взятки предлагают, и запугивают, чего только не происходит, лишь бы мы не высмеяли кого-то в нашем журнале. Я в таких случаях всегда спрашиваю главного редактора, как поступить. Сергей Владимирович советует: «Если, допустим, руководство канала захочет снять сюжет с эфира, то говори всегда так: «Ребята, вы еще не видели того, что мы вырезали!» И покажи им самое страшное». Этот метод у него все 40 лет действовал безотказно. Михалков показывал в ЦК то, что не вошло в сюжет, — партийные чиновники облегченно вздыхали и давали свое благословение».

В 2000-х у «Фитиля» появился свой сайт, на котором проводился конкурс сценариев. В традиции киножурнала была названа его интернет-почта — «Добро пожаловаться». «Фитиль» стал по-настоящему интерактивным, но уже менее изысканным. В большей степени он воспринимался аудиторией как бренд. Вскоре в Москве родился одноименный киноклуб, а сам журнал уступил место другим телевизионным сатирическим трендам. Может быть, это связано и с уходом из жизни его идейного вдохновителя и бессменного редактора Сергея Михалкова, может, со сменой симпатий власти предержащей или просто прошел запал создателей… Но бесспорно одно: «Фитиль» остается образчиком жанра, достойным ориентиром для последователей и лучшие его выпуски уже прочно обосновались в сокровищнице отечественного кино. 

Нина Спутницкая

Выбор языка

Главная  Новости Контакт

Игорь Угольников в Facebook Лучшее видео от Игоря Угольникова Юбилеи! Корнер Ворк
Фотогалерея

OXNARD, Calif. -- When the Dallas Cowboys arrived at Point Mugu Naval Air Station on July 22, Jason Witten Jerseysthey were just relieved that Lucky Whitehead’s pit bull, Dak Prescott JerseysBlitz, had been returned safely by a Fort Worth-based rapper named Boogotti Kasino a few days earlier.

The Cowboys complete their 28-day training-camp odyssey Friday with a brief walk-through before they board a flight back to Dallas.

They held 14 padded practices in Oxnard, California, Sean Lee Jerseysspent five days in northeast Ohio, traveling back and forth between Cleveland and Canton, Ohio, for Jerry Jones’ induction into the Pro Football Hall of Fame, and played a preseason game in Los Angeles.

Somehow, it has seemed to have gone fast.

“It’s probably a little bit like life,” coach Jason Garrett said. “In some ways, high school seems like yesterday and in some ways it seems like it was a long, long time ago. What happens with players and coaches and staff members who are involved in training camp is you dive into each day. We’re passionate about what we do. My experience has been in life, when you’re passionate about what you do, Dez Bryant Jerseystime typically flies. We have been here for a little while and we did get a lot of work done, and I think our team is better for it.”

Who knew Blitz’s story would be just the beginning of a camp that saw many twists and turns on and off the field for a Cowboys team that hopes to repeat as NFC East champions?In case you forgot, here is a list of some of the things that happened on and off the field during the Cowboys’ stay in California, Tony Romo Jerseysin no particular order: